Тайная власть гуманитариев

Фото pixabay.com

Десятилетиями гуманитарии во всем мире сдавали свои позиции: снижалось влияние в бизнесе, терялась привлекательность их дипломов на собеседованиях. Возможно, настало время для гуманитариев некоторые позиции отвоевать обратно. Снижение числа бюджетных мест для гуманитариев постепенно ведет к нехватке в бизнесе людей, способных критически мыслить, четко формулировать идеи, предлагать многомерные решения. Сейчас, пока в экономике достаточная доля гуманитариев старших поколений, это не так заметно, но уже через 10–20 лет дефицит профессионалов такого профиля может стать довольно критическим.

Показателен пример одного из крупнейших вузов России – Уральского федерального университета (УРФУ). Доля бюджетных мест на гуманитарных науках к общему количеству бюджетных мест в 2017 году составила 8,2%, в 2016 году этот показатель был чуть выше – 8,9%. По данным электронного ресурса «Вузы России», для страны в целом характерно сокращение вдвое числа бюджетных мест на такие дисциплины, как социология, политология, философия, история, культурология и т.д.

В то же время последние три года идет значительное увеличение бюджетных мест на инженерные специальности. При этом уровень подготовки выпускников школ, подающих документы на инженерно-технические факультеты, остается относительно низким из-за невысокой конкуренции за бюджетные места. Средний балл ЕГЭ поступающих на эти специальности на 15–25% ниже, чем у абитуриентов, решивших стать политологами, историками, социологами.

В этом перераспределении финансирования образования с гуманитарных на инженерные специальности Россия идет в общемировом тренде. Он характерен как для американской, так и для европейской образовательных систем. Тем не менее последние несколько лет в западном обществе идет активное переосмысление роли гуманитарного образования.

Согласно данным LinkedIn, только 30% мигрантов, приезжающих ежегодно в Кремневую долину, ищут свое место в инженерии, программировании или информационных технологиях. Остальные выстраивают карьеры в нетехнических областях: продажи и маркетинг (14%), образование (6%), консалтинг (5%), развитие бизнеса (5%) и многих других. Большинство из этих мест занято людьми, которые в вузах специализировались на вопросах социологии, искусства, психологии и журналистики.

Заинтересованность в гуманитариях высказывают и работодатели. 74% из 320 руководителей компаний, опрошенных в ходе исследования сотрудниками Ассоциации американских колледжей и университетов, заявили, что будут рекомендовать своим будущим соискателям получать гуманитарное образование для того, чтобы стать «более динамичными и многомерными»; 95% рассказали, что наиболее востребованы выпускники колледжей, способные «ясно думать, решать проблемы и внятно излагать свои идеи».

Если американские гуманитарии теряли свои позиции начиная с 1970-х, то в России всплеск интереса к гуманитарному образованию наблюдался еще в 1990-х годах. Диплом юриста, экономиста, психолога, менеджера, специалиста по государственному и муниципальному управлению стал более желанным для выпускников и их родителей. Государство не только продолжало финансировать традиционные гуманитарные направления подготовки, но и поддерживало новые, востребованные временем.

После того как 10 лет назад федеральная власть взяла курс на возрождение отечественной промышленности, осуществление «второй индустриализации страны», стало расти и число бюджетных мест на инженерные специальности. Всемирный экономический форум опубликовал исследование по числу выпускников технических специальностей в разных странах (engineering graduates). Россия занимает первое место, ежегодно получают дипломы 454 тыс. выпускников инженерных, строительных специальностей, а также в сфере производства. США – на второй позиции с 238 тыс. выпускников.

В то же время спрос на гуманитариев остается высоким. Работодатели постоянно подают сигналы о том, что они ищут в своих сотрудниках умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.

В последние годы международные бизнес-школы включают в свою программу образовательные лекции и курсы по гуманитарным дисциплинам, походы в театры, совместное прослушивание классической музыки. И если такие университеты, как `Беркли и Гарвард, давно и четко говорят о необходимости топ-менеджменту наряду с профессиональными навыками наращивать гуманитарную базу, то MBA, работающие в России, только начинают об этом говорить.

С начала 2010-х годов в стране активно развиваются публичные лектории, на которых выступают актеры, историки, антропологи, поэты и режиссеры. В 2018 году в Петербурге ежедневно проходило полтора десятка лекционных мероприятий. За период с марта по апрель состоялись 822 публичные лекции на 126 площадках. Наиболее востребованными оказались лекции по искусству. На них приходится около 16% от всех подобных мероприятий. За ними следуют лекции по истории (11,7%), литературе (9,9%) и перфомативным искусствам (музыка, танец и театр) – 9,4%. Популярны также лекции по психологии, краеведению, кино и астрономии.

Наконец, сами компании, понимая ценность гуманитарного знания, самостоятельно организовывают клубы для разговоров об искусстве для собственного топ-менеджмента и партнеров. Гуманитарное образование приспосабливает мозг к готовности перестроиться, воспринять новое знание, делает его гибким и восприимчивым. 

Источник: ng.ru

Добавить комментарий