Операции Энтеббе

4 июля исполнилось 43 года с момента завершения одной из самых дерзких операций в истории мировых спецслужб — “Операции Энтеббе”.

27 июня 1976 года самолет французской авиакомпании Air France совершил промежуточную посадку в Афинах по дороге из Тель-Авива в Париж. У 83 пассажиров было израильское гражданство. Они-то и стали главной мишенью террористов.

Четверо пассажиров, севших в самолет в Афинах (двое арабов и двое немцев), сумели пронести на борт оружие и гранаты. После того, как Аэробус набрал высоту, террористы проникли в кабину самолета и приказали пилотам изменить курс. Вместо Парижа самолет приземлился в ливийском городе Бенгази, а после дозаправки полетел в Уганду. Президент этой страны Иди Амин поддерживал террористов и выразил готовность оказать им всяческую помощь.

В аэропорту угандийской столицы Энтеббе к четверым похитителям присоединилась еще одна группа палестинских террористов. Все вместе они удерживали заложников в старом здании аэропорта в течение нескольких дней.

Правительству Израиля были предъявлены требования об освобождении из израильских тюрем четырех десятков палестинских террористов, а также еще 13 террористов, находившихся в тюрьмах других стран.

Первоначально террористы угрожали убить заложников 1 июля. Но, благодаря усилиям дипломатов, удалось отложить срок ультиматума.
Несколько лет назад с части документов “Операции Энтеббе” был снят гриф секретности. Тогда-то и стало известно, что переговоры велись лишь для того, чтобы выиграть время на подготовку спасательной операции.

Среди израильских военных было немало тех, кто в предшествующие годы неоднократно бывали в аэропорту Энтеббе в качестве военных советников армии Уганды. Это было еще до того, как во главе страны стал диктатор Иди Амин. Израильским военным был досконально известен план аэропорта, что значительно сократило время операции и связанные с ней риски.

На одной из авиабаз Израиля в срочном порядке выстроили макет аэропорта Энтеббе, и десантники несколько раз в день штурмовали его, добиваясь необходимой слаженности действий.

3 июля 1976 года в 23.00 местного времени в Энтеббе приземлились израильские Геркулесы, из чрева которых выкатилась колонна джипов, во главе которой ехал украшенный флажками черный Мерседес. По замыслу военных, он должен был произвести впечатление автомобиля Иди Амина. Израильские военные не знали, что буквально накануне угандийский диктатор сменил свой Мерседес на белый Роллс-ройс.
Часовые заметили подмену и приказали кортежу остановиться. В ответ израильские коммандос обстреляли их из бесшумных пистолетов.

Вся операция с момента приземления самолетов в аэропорту Энтеббе и до того момента, когда они взлетели и взяли курс на Найроби, где необходимо было произвести дозаправку бортов, заняла не больше полутора часов. Израильские военные ворвались в здание терминала, крича на иврите и английском: “Падайте на пол! Мы – израильские солдаты!”.

Перестрелка продолжалась меньше двух минут, в ее ходе были уничтожены все террористы. К сожалению, не обошлось и без жертв среди заложников. Трое погибли в перестрелке, еще одна заложница, ранее вывезенная в госпиталь Кампалы, была впоследствии убита угандийскими офицерами по приказу Иди Амина, намеревавшегося отомстить израильтянам.

Впоследствии операция по спасению заложников была названа “Операция Йонатан” – в честь Йонатана Нетаниягу — командира Сайерет Маткаль (‏סיירת מטכ»ל‏‎) — подразделения особого назначения израильского Генерального штаба (старшего брата нынешнего главы правительства Израиля Биньямина Нетаниягу), погибшего в перестрелке с террористами.

Источник: newsland.com

Добавить комментарий